Алексей Калмыков: О СТЕКЛЯННЫХ БУСАХ

Аналитика

С точки зрения словарей, понятие “товар” имеет одно из самых простых и однозначных определений, т.е. товар – продукт труда произведенный на обмен. Удивительно, но редко можно встретить еще такой же однозначный и бесспорный термин. Между тем, в деталях можно покопаться и здесь…

Как-то задумался, что в рамках буржуазной парадигмы, большинство товаров (все то, что присутствует на рынке) можно поделить на реальные товары – имеющие безусловную стоимость (потребительскую ценность) и мнимые – имеющие лишь условную стоимость (т.е. не обладающие потребительской ценностью вовсе (драгоценности, к примеру), или, которые стоят намного дороже их реальной потребительской ценности или их цена существенно (многократно) выше реальных затрат на изготовление (статусные товары)).

Все товары имеющие условную ценность (в значительной степени) обеспечены практически только “обещанным трудом” – готовностью людей работать и создавать реальные ценности за эти “нереальные” ценности (или “перепроизведенным товаром” т.е. произведенным в большем количестве, чем нужно другим производителям реальных товаров), а их продавец, фактически, является грабителем, даром присваивающим чужой труд (время жизни).

Впрочем, иногда, эта “нереальная” ценность обеспечивается не только соблазном (обманом) или жизненной необходимостью (например, в случае медицинских услуг), но реальной силой и властью паразитов, которые ради этих условных ценностей могут заставить трудиться людей, понятия обо всем этом не имеющих (так, к примеру, тысячам, а то и десяткам тысяч россиян, приходится тратить свои жизни целиком и полностью, чтобы очередные абрамовичи или шуваловы имели удовольствие покататься на своей собственной океанской яхте, размером с фрегат, или слетать куда-нибудь на личном самолете:)

Товары и услуги цены на которые многократно (на несколько порядков) превышают их себестоимость, я называю условными “стеклянными бусами”, т.е. одним из способов, как колониального грабежа, так и обыкновенного ограбления иностранных или своих родных “дикарей” (представителей угнетенных классов).

Попробую здесь сделать небольшую свою классификацию современных “стеклянных бус”:

1. Реальные товары (как правило, высокотехнологичные, монопольно производимые в самих развитых странах запада или под их полным контролем в производственных колониях). К примеру, это: летательные и космические аппараты, современное оружие, автомобили (или отдельные узлы для них, с максимальной прибавочной стоимостью), электроника, производственное оборудование и т.д. Надо ясно понимать, что все они продаются гораздо дороже реальной себестоимости (даже там, где производятся), а размеры законной “добычи” капитала (львиная доля от цены) прячется с помощью различных экономических и финансовых трюков.

2. Нематериальные реальные товары (которые действительно необходимы, но продаются по произвольной цене, многократно выше себестоимости). Как правило, это “интеллектуальная собственность”, защищаемая копирайтом. Роялти, развлекательная аудио, видео и кино продукция, книги, ПО и т.д. Характерной их особенностью является низкая или нулевая цена производства, а почти вся себестоимость (если она есть) приходится на разработку.

3. Жизненно-необходимые товары. В основном, это современное медицинское оборудование и услуги, фармакологические препараты и биохимическая продукция. Потребители сильно зависят от таких товаров и вынуждены платить практически любую цену, назначенную продавцом (или столько сколько у них есть).

4. Статусные товары (цена на которые вздувается за счет: а. брендирования (рекламы и манипуляций), б. монополии на производство, в. ограничения предложения (на уровне ниже спроса)). Это, в первую очередь: а. модная одежда, б. представительские авто, в. предметы обихода.

5. Предметы роскоши. Отличаются от прочих статусных товаров высокой трудоемкостью изготовления. Как правило, производятся отдельным предприятиями (особой отраслью), малыми сериями или в единичных образцах, с высокой долей ручного труда и предназначены для потребления узкой группой богачей (всем остальному населению они практически недоступны из-за высокой цены). Это, к примеру: а. личные самолеты, б. океанские яхты, б. некоторые модели спортивных и представительских авто, в. некоторые предметы обихода.

6. Статусные услуги. В основном это: а. отдых на особых сверхдорогих курортах, б. всевозможные крупные спортивные соревнования, в. международные культурные, политические и/или экономические мероприятия.

7. Статусные регалии. Всевозможные ордена, звания, членство в престижных клубах и организациях и т.д. (то, что вообще ничего не стоит, но продается за бешенные деньги).

Кстати, забавно, но некоторые “стеклянные бусы” являются одним из популярных аргументов антисоветчиков против коммунизма. Потому что по своей природе многие из таких товаров невозможно произвести “по потребности”, по определению. Отсюда делается вывод, раз нельзя каждому построить дворец и океанскую яхту, значит и коммунизм невозможен. На самом деле, такие “стеклянные бусы” являются ярким примером искусственно созданной потребности. Спрос на них создается предложением, т.е. самим фактом их существования, невозможном вне капиталистической парадигмы. Если не строить частных дворцов и океанских яхт, то и спрос на них возникнуть не может (а исполнение желаний – это уже нечто из области волшебства).

_____

Источник

Добавить комментарий