Александр Майсурян:”ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДОМКОМА ШВОНДЕР”

Выбор редакции

“Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…” Трудно, однажды увиднев, забыть эту неподражаемую четвёрку членов домоуправления: пролетариев Жаровкина и Пеструхина, бывшую аристократку Вяземскую и, конечно, председателя домкома Швондера

Разбирать всю актёрскую биографию ушедшего от нас Романа Карцева не стану, скажу только об одной роли, которой он запомнился. Разумеется, это Швондер из “Собачьего сердца” (1988) режиссёра Бортко по М. Булгакову. Трудно забыть его реплики вроде ставших мемами: “Это какой-то позор…” и “Мы к вам, профессор, и вот по какому делу…”.

Вспомнился один разговор о фильме и пьесе, участником которого я был несколько лет назад. Правда, я только молча слушал, а говорили другие:
— Повесть “Собачье сердце” — фашистская, а фильм гениальный, превосходный. Швондер в книге совсем не симпатичный, а в фильме вызывает симпатию.

Фанатик такой… В 30-е годы я вижу Шарикова успешным партийным деятелем, Преображенского — лауреатом Сталинской премии, а Швондера — сидящим в лагере или расстрелянным. И поэтому сочувствую Швондеру…
— Но он же дурак, — возразил кто-то из присутствовавших.
— Дурак, да, но искренний, преданный… Преображенский умеет найти подход к людям, у него уже есть связи в верхах… А Швондера через двадцать лет расстреляют.
— Но и Преображенского могли посадить.
— Он — вроде таких, как академик Павлов или граф Алексей Толстой… Такие не пропадали.


“Это какой-то позор…”

Так что за создание тёплого и человечного образа “председателя домкома” покойному Роману Карцеву — спасибо. Всё-таки он был советским артистом, и позднее говорил: “Мы никогда не боролись с советской властью”. Что ж, и на том спасибо.

А это небольшие отрывки из интервью артиста:
“— А как вам вообще уровень современных юмористов?
— Пытаюсь об этом не думать. У них всё наружу — думать не надо, надо ржать.
— Зато они хорошо зарабатывают.
— Да разве дело в этом? Хотя и в этом тоже… Мы когда работали у Райкина, получали 88 рублей… Но мы ведь были артистами великого театра Райкина — это такой колоссальный опыт, что ни за какие деньги не купишь. А то, что сейчас юмористы делают… Ну, время, значит, такое. Они нашли свою публику. Знаете, дай бог! Я артистов не осуждаю. Могу осуждать телевидение, которое всё это популяризирует.”

“— Сегодня многие тинэйджеры уже не ответят, кто такие Ленин или Высоцкий, — что уже говорить о кумирах, на которых росли целые поколения? Думаю, что и о Райкине мало кто слышал…

— Даже о Чаплине понятия не имеют, а ведь чтобы оценить его игру, не нужно учить язык. Этот юмор — хотя он довольно тонкий — не требует каких-либо объяснений, здесь все и так видно, и тем не менее мои внуки абсолютно не знают Чаплина! Сын и дочь, которым по 30 с хвостиком, еще ничего, а уже их потомство смотрит «Камеди клаб», «ДурДОМ-2», вашу Сердючку…

Мы на книгах воспитывались, я в библиотеки ходил до и после школы, а иногда и вместо, читал запоем. Уже работая у Райкина, заочно учился в ГИТИСе: проштудировал всю западную литературу, все пьесы…”

________

Источник

Добавить комментарий