Артём Сергеев: ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ

Голос Вестника

Есть такой фильм: «Двуногая лошадь» (Two-Legged horse). Сняла его дочь знаменитого иранского режиссёра Мохсена Махмальбафа Самира Махмальбаф.

Вот краткое описание:

«Афганистан. Клинически наивный не от мира сего нищий подросток нанимается в богатую семью возить на себе мальчика, подорвавшегося на мине и оставшегося без ног, озлобленного на весь мир. За один доллар в день…

Дочь Мохсена Махмальбафа – Самира Махмальбаф сняла один из самых правдивых и честных фильмов о человеческой природе и человеческой натуре, сущности. Фильм страшнейший своей откровенностью и визуальным воздействием.»

Фильм из категории «Кино не для всех». То есть кино для идущих на шаг впереди и умеющих понимать иносказание в визуальных образах. Такое кино снимают не для того, чтобы заработать на этом деньги, а для того, чтобы донести до людей мысли и переживания режиссёра, которые его беспокоят и не дают спать ночами. Те мысли и переживания, на которые он хотел бы обратить внимание окружающих в целях предупреждения или предостережения.

Так как у нас в России далеко не всё ладно, невольно все события пропускаешь сквозь призму этого понимания. И у меня возникли определённые ассоциации с нашими делами, людьми и обстоятельствами. Каждый может сказать, мол, если кажется – креститься надо. Но я, увы, не приучен отгонять мысли посредством размахивания руками. Поэтому расскажу то, что я увидел в этом незаурядном фильме.

Страна, в которой непорядок и разруха. В которой люди на грани выживания. Огромное количество совершенно брошенных, никому не нужных бедолаг, которые живут в нечеловеческих условиях. Мы знаем, что в этой стране уже много лет идёт война, которая превращает страну в изгоя, отбрасывает на задворки мира. Где-то это война с пушками и танками, как в Афгане, а где-то это война угнетателей с населением, как происходит у нас со второй половины 80-х, затем следуют катастрофические «святые 90-е». А потом наступает путинская «стабильность»: с 2000-го и до сих пор, которая от лихих 90-х отличается только количеством друзей президента, ставших миллиардерами.

И как же выгладит эта хвалёная «стабильность»? А вот как: те, кто победил в войне против своего народа, насадил режим дикого капитализма, поставил во главу угла теорию социал-дарвинизма.

Что это такое? Это, когда человеческие особи участвуют в естественном отборе, придуманном клоуном Дарвиным. То есть мистер Дарвин, ещё тогда никакой не сэр, а просто Чарльз, начитался трудов Мартина Мальтуса, аглицкого священнослужителя, в частности его «Опыт о народонаселении», в котором это «светило науки» поведал, что в скором времени население станет расти в геометрической прогрессии, а количество производимой пищи будет расти только в арифметической прогрессии, и уже в скором будущем начнёт заметно отставать от потребностей растущего населения, что грозит неизменным голодом. То есть количество людишек на Земле надо бы как-то ограничить, ибо пищи не хватит избранным, которыми назначили англосаксов и ещё одну нацию. Золотой миллиард. Эту теорию давно опровергли учёные, доказав, что прогресс сельского хозяйства имеет место быть и таки даёт свои плоды. То есть появилась техника, которая помогает больше посеять и больше собрать, появились новые сорта с/хоз продукции, дающие большую всхожесть и урожайность. Также появились технологии искусственного полива и удобрения, которые приводят почвы в надлежащий вид.

Несмотря на то, что теория Мальтуса не нашла своего подтверждения, её взяли на вооружение протестантские деятели и апологеты капитализма. Они скрестили теорию Дарвина с теорией Мальтуса и получили сумму двух ложных теорий – социал-дарвинизм. Социал- дарвинизм утверждает, что среди людей происходит такой же естественный отбор, как и в животном и растительном мире, где слабый всегда поглощается сильным. Вот фраза одного из основоположников этой людоедской теории, Герберта Спенсера: «Универсальный Закон природы: существо, недостаточно энергичное, чтобы бороться за своё существование, должно погибнуть». О как! Помните слова рыжего выродка Чубайса: «Ну вымрет миллионов 30 значит они не вписались в рынок» – это именно из этой оперы. А ведь он до сих пор при власти, уважаем, почитаем, обласкан Путиным Вовой и завален деньгами – эквивалентом современного счастья. Прошу пардону за такое длинное отхождение от главной темы. Это для тех, кто вдруг не знал, на чём зиждется весь капитализм. Путинский капитализм ещё усугубляется тем, что к власти пришли худшие отбросы общества, люди без стыда и совести. Моральные уроды и потенциальные предатели. Получилась ядовитая, зловонная, мутная смесь –  капитализм по-российски.

Но вернусь к фильму. Потерявший социальные ориентиры, тихо помешанный, патологически доверчивый и безропотный нищий подросток (смутно напоминающий народ России), соглашается на своей спине возить злобного карлика (который вызывает стойкие ассоциации с одним известным персонажем современной России или даже с целым сословьем обосновавшихся вокруг Кремля).

Со временем карлик всё больше и больше наглеет и уже не просто ездит на парне, а начинает опускать его до уровня животного. Сначала словесно называя его «моя лошадь». Потом больше: вынуждает его участвовать в гонках, когда остальные дети едут на ослах, а карлик едет на своей «лошади», нахлёстывая её хворостиной. Когда «лошади» становится невмоготу и она валится на землю от усталости, она вместо воды и ласки получает пинки и угрозы.

Но этого зловредному уроду мало. Он гонит свою «лошадь» на гладиаторские бои, где вынуждает сражаться с более крупным и упитанным соперником. При этом карлик и не думает уважать свою «лошадь». Поначалу он платит ей доллар в день и ежедневно придумывает всё новые и новые испытания. Потом «лошадь» лишается и этого заработка. Но карлик своё дело знает: он не перестаёт кормить бывшего человека обещаниями неких улучшений в виде мороженного или мелких денег. Обещаниями, которые не выполняет. И лошадь понимает, что раз денег нет, то надо держаться.

Доходит даже до того, что карлик опорочил девочку, в которую был влюблён парень, выполняющий функции лошади. А что такого? Он же уже не человек: он согласен на любые унижения и презрение ради небольших денег, которые позволят ему не подохнуть с голоду. Он даже не понимает, что все вокруг смеются над ним.  И он пытался было уйти от карлика и даже ушёл. Но карлик вернул его. Вернул не лаской, а приказом. Потому что у человека, превратившегося в лошадь, нет чести, нет гордости. За несколько мелких монет он согласен на любое унижение. А злобному карлику только этого и надо. Он понял, что с покорной, безропотной скотинкой можно делать всё, что угодно. И он решает зарабатывать на ней деньги, позволяя чужим детям кататься на своей «лошади».

Творческий подход к эксплуатации лошадей никто не отменял. И вот уже кто-то из соседнего двора несёт деревянное седло и узду из грубой верёвки. Всё это мигом оказывается на натруженной спине «лошади», которая и это воспринимает, как должное – ведь она всего лишь забитая, полуголодная, рабочая лошадь. Для наездников начинается новая эпоха: теперь они катаются по двору на этой лошади, сидя в седле, как графья. А карлик считает заработанные «лошадью» монеты и приобретает на них и авторитет окружающих его соучастников, и женскую ласку: кто бы когда-то ещё позарился на этого недомерка? Но и этого карлику мало: он позволяет на резиновые сапоги «лошади» прибить железные подковы, чтобы был слышен цокот копыт – за это арендаторы «лошади» обещают заплатить больше. Да, больно, когда гвозди в пятки, но «вы должны отнестись к этому с пониманием».

Прогресс не стоит на месте. Карлик помещает свою «лошадь» в стойло, рядом с коровами и начинает кормить её сеном. И «лошадь» покорно это сено ест. Сначала, правда, давится, а потом привыкает и ест, как обычную пищу. Привыкнув к новому рациону питания, «лошадь» стала получать от этого удовольствие. А что? Чем ещё кормить лошадей? Тем более, если они на это согласны.

Окончательным штрихом превращения человека в покорное животное является сцена, когда карлику в подарок принесли маску лошади, исполненную в натуральную величину и напялили её на голову «лошади». И тут бы болезному взбрыкнуть, сказать, мол пацаны, вы потеряли берега, хватит, ведь я же ещё местами человек, поиграли и хватит – пора и честь знать. Но не такова наша «лошадь». Она послушно надевает лошадиную голову и понуро плетётся в стойло.

Всё. Конец фильма.

Не знаю, кому как, а я как будто посмотрел историю России с начала 90-х и до наших дней. Конечно, это только ассоциации и фильм снят про другую страну, но осадочек остался.

6.03.2019

(Всего просмотров: 104, за день: 1)

Добавить комментарий