Андрей Лобанов: ЗАБОТА В.И.ЛЕНИНА О ДЕТЯХ

Выбор редакции

Памятный знак на здании Лесной школы

Непрестанную отеческую заботу проявлял В. И. Ленин о детях в трудные для Советской Республики годы, стремился отыскивать все новые и новые средства, чтобы облегчить их участь, спасти от голода, сиротства, бездомности. Партийные, советские работники, рабочие, все, кому приходилось в то время разговаривать с Лениным, вспоминают, что часто первыми его вопросами были: а как дети, что делается для улучшения их питания, помогаете ли вы им? Как обстоят у вас дела с детскими учреждениями?

Это была прежде всего забота государственная. Направляя деятельность партийных, советских организаций, решая сложнейшие проблемы внешней и внутренней политики, Владимир Ильич одновременно призывал все учреждения, всех руководящих работников не упускать из поля зрения обеспечение всем необходимым детей, неукоснительно требовал выполнения принятых в этой области решений.

Владимир Ильич был инициатором издания ряда декретов, облегчающих положение детей,— декрета об образовании фонда детского питания, а в мае 1919 года декрета о бесплатном питании детей, в возрасте до 14 лет включительно. Майский декрет относился первоначально к крупным промышленным центрам 16 губерний, 12 июня того же года Ленин подписал постановление Совета Народных Комиссаров, предписывающее местным органам изыскать возможности ввести бесплатное питание детей в других губерниях, повысить возраст получающих его до 16 лет.

В январе 1919 года межведомственная комиссия Наркомпроса обратилась к В. И. Ленину с рядом предложений о расширении поиска средств для улучшения детского питания в Москве и Петрограде, в частности о проведении «недели голодных детей», в течение которой производился бы в сельских местностях обмен промышленных товаров на продовольствие. В. И. Ленин, ознакомившись с предложениями Наркомпроса, пишет наркому продовольствия А. Д. Цюрупе: «Неделю голодных детей во всяком случае подготовить, объявить и провести надо… Может быть, еще что-либо взять и сделать для детей? Надо бы».

В начале 1919 года в Саратове по инициативе местных партийных организаций образовался Совет защиты голодающих детей красных столиц. Председателем его был С. А. Королев. Одной из первых мер совета был сбор продовольственных подарков для детей Москвы и Петрограда. Получив сообщение о создании совета, В. И. Ленин 30 марта 1919 года диктует телеграмму: «Саратов. Губисполкому, копия Горисполкому. Окажите всемерное содействие (в) отправке подарков Королеву. Предсовнаркома Ленин». Эта телеграмма, как потом выяснилось, не была доставлена в связи с неправильным адресом. Ленин поручил Л. А. Фотиевой срочно проверить адрес. Во время проверки в Совнарком с ходатайством о поддержке действий Совета обратился Народный комиссариат продовольствия. 5 апреля 1919 года В. И. Ленин посылает вторую телеграмму в Саратов: «Вполне присоединяюсь к просьбе Народного комиссариата по продовольствию оказывать всяческое содействие саратовскому «Совету защиты голодающих детей красных столиц». С своей стороны очень прошу всеми силами помочь этому «Совету защиты детей». Тогда же В. И. Ленин подписал удостоверение Совнаркома, подтверждающее полномочия С. А. Королева. На удостоверении Владимир Ильич сделал приписку с просьбой ко всем советским учреждениям и властям оказывать Королеву всяческое содействие.

В марте 1919 года Центральная коллегия Российского общества Красного Креста предложила обратиться к Северо-Американскому Красному Кресту с радиограммой, содержавшей просьбу оказать содействие РОКК в организации самостоятельных закупок хлеба для детских колоний вне сферы влияния Советской власти.

B. И. Ленин читал проект радиограммы, внес поправки. Совет обороны в апреле 1919 года утвердил проект радиограммы, и Ленин подписал его.

Владимир Ильич настоятельно требовал, чтобы все лучшие продукты питания передавались детским учреждениям. 9 августа 1918 года на заседании Совнаркома, проходившем под председательством Ленина, было по сообщению Наркомпроса вынесено решение о взятии на учет манной крупы, шоколада, какао и распределении их между детьми по особым детским карточкам, об усилении пищевого пайка для детей, об организации на местах особых складов для снабжения учебных заведений и приютов нормированными продуктами питания, а также для устройства детских столовых для беднейших слоев населения

20 июня 1919 года В. И. Ленин телеграфирует народному комиссару продовольствия Крымского совнаркома C. Д. Вульфсону в Симферополь: «В связи с тяжестью продовольственного положения Великороссии, громадным недостатком продуктов для питания детей, особенно больных, предлагаю все имеющиеся в Крыму фруктовые консервы, также сыр отправлять исключительно для питания больных детей севера Великороссии в адрес Компрода. О последующем срочно сообщите»

В самые тяжелые годы Владимир Ильич, по воспоминаниям Н. А. Семашко, говорил: «Мы, взрослые, поголодаем, но последнюю щепотку муки, последний кусок сахара, последний кусочек масла мы отдадим детям. Пусть лучше эти тяжелые события лягут на плечи взрослых, но всячески пощадим детское население».

И тогда, когда минули трудные времена, Ленин не оставлял своей заботы о детях, поддерживал все просьбы Наркомпроса об улучшении их жизни. В сентябре 1921 года он подписывает постановление Совнаркома «Об обеспечении детских учреждений Народного комиссариата просвещения и Народного комиссариата здравоохранения помещениями» и постановление Малого Совнаркома об удовлетворении ходатайства Наркомпроса об ассигновании сверхсметного кредита в сумме 86 миллиардов рублей на закупку молока для детских учреждений.

Руководя решением проблемы обеспечения детей в общегосударственном масштабе, Ленин проявлял и непрестанную личную заботу о детях, показывая поистине образцы исключительной чуткости, внимания, не упуская ни одной возможности, пусть самой малой, чтобы хоть чем-нибудь помочь ребятишкам.

Об этой прекрасной черте Владимира Ильича говорит то, что он все лично ему присылаемые подарки передавал в детские учреждения.

Комендант Кремля П. Д. Мальков вспоминал: «Питался Ильич плохо, нередко оставался без сахара, чая, без крупы, не говоря о мясе, масле… У меня всегда был некоторый резерв продуктов для неотложных нужд… и ни разу ни Ленин, никто из его близких не обратились ко мне за продуктами. Больше того, несколько раз я пытался сам занести что-нибудь из провизии на квартиру Ильича, и всегда дело кончалось отказом… А сколько раз, бывало, Ленину привозили или присылали любовно собранные продуктовые посылки! Слали товарищи, везли делегаты сел и деревень. И никогда Ильич ничего не оставлял себе, все передавал в школы и детские дома ребятам». После взятия нашими войсками Ростова в январе 1920 года в Москву приехал С. М. Буденный, побывал у Владимира Ильича, передал ему подарки от бойцов Первой Конной Армии. Ленин взял подарки, поблагодарил Семена Михайловича, а на другой день вызвал к себе Малькова и сказал: «Вчера у меня товарищ Буденный был. Замечательный товарищ! Вот он тут продукты привез, вы их возьмите, пожалуйста, и передайте в детский дом, ребятишкам. Непременно ребятишкам».

Характерна для Владимира Ильича посланная 7 мая 1920 года телеграмма на Туркестанский фронт Басину. «Тов. Басин! Прошу Вас, передайте мою благодарность тридцатому полку красных коммунаров Туркестанского фронта за присланные макароны и муку, которые переданы мною детям города Москвы».

Постоянным было то внимание, интерес, с которым В. И. Ленин относился к организации и налаживанию жизни детских домов. Н. К. Крупская вспоминала: «Трудно представить себе радость Ильича, когда ему был представлен доклад относительно новых детдомов, созданных в отобранных у буржуазии особняках, об улучшении питания».

Ленин настойчиво предлагал лучшие здания отдавать под детские дома. 16 октября 1919 года он подписал постановление Малого Совнаркома о передаче Наркомпросу для детской колонии имения Марфино под Москвой. В марте 1920 года он пишет наркому просвещения А. В. Луначарскому: «Под Питером взять ряд монастырей для помещения дефективных и беспризорных детей и подростков».

Осенью 1918 года в связи с обострением продовольственного положения в Москве часть воспитанников детских домов решено было вывезти в более благоприятные в продовольственном отношении места. Заведующая отделом детских домов Наркомсобеса А. И. Ульянова-Елизарова пишет отношение в Управление имуществами московских народных дворцов с просьбой выделить отъезжающим детям подушки, одеяла, белье. На отношении — приписка В. И. Ленина: «Очень прошу Управление имуществами московских народных дворцов удовлетворить просьбу отдела детских домов Народного комиссариата социального обеспечения». На каждую просьбу помочь в организации детских учреждений для сирот Владимир Ильич откликался горячо, охотно.

В Поволжье по ликвидации последствий голода работала Т. С. Вишневская. Она пыталась создать для осиротевших детей и детей из необеспеченных семей ясли, детские сады, но средств ни на месте, ни в Наркомздраве ей не выделили. Вишневская, знавшая по совместной партийной работе Н. К. Крупскую, обратилась к ней за советом. Надежда Константиновна предложила поехать в Горки, где отдыхал в то время Ильич, но предупредила — не затруднять его долгими разговорами. Т. С. Вишневская вспоминала, что Владимир Ильич выслушал ее и сказал: «Что ж, нужно вам помочь… Я поговорю с товарищем Семашко. Он все устроит». «Помня о просьбе Н. К. Крупской, я поднялась, чтобы уйти, но Владимир Ильич начал расспрашивать о борьбе с голодом в минувшем 1921 году. Особенно интересовался Ленин детьми — как помогали детям во время голода, много ли открыли детских домов для сирот? С удивительной теплотой говорил Ильич о том, что детей надо беречь как зеницу ока. Они наше будущее, наше богатство»..

Напряженная работа, предельная занятость Ленина не помешали ему побывать в детских домах. Сохранилось упоминание о том, что Владимир Ильич вместе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским и Надеждой Константиновной Крупской посетил детдом на 3-й Тверской-Ямской улице (дом № 46, бывший особняк фабриканта). Известно, что каждое обращение к нему, каждую просьбу детдомовцев Ленин сейчас же удовлетворял, тепло отвечал на каждый знак внимания к себе со стороны ребятишек.

Бывшая воспитанница детского дома В. Домарева рассказывала: «В начале 1922 года умерла моя мать, и меня, девятилетнюю сиротку, поместили в детдом, вернее, в Домниковский распределитель в Москве. Это было тяжелое время. В нашем распределителе не было для детей-сирот ни кроватей, ни матрацев. Спали мы на полу, одно одеяло стелили, а другим покрывались.

Среди нас были и девочки постарше, которые знали, что в Горках в это время жил Ленин. И вот они решили написать ему письмо от имени всех нас и сообщить ему о наших нуждах. Письмо отослали. Но мы не ждали, что так быстро Ленин на него отзовется, тем более, что он был тогда болен. К нашему изумлению, прошло всего пять дней, и к нам привезли и кровати, и матрацы, и кое-что еще. А еще через неделю к нам приехала Надежда Константиновна Крупская, чтобы лично проверить и убедиться, все ли сделано так, как просил Ильич».

Владимир Ильич очень часто получал от детдомовцев письма с приглашением приехать к ним, незатейливые самодельные подарки. На каждое письмо посылался ответ. Воспитанники детского дома на станции Подсолнечная в Подмосковье прислали в мае 1922 года письмо Ильичу:

«Милый Владимир Ильич!

Мы, дети детского дома Имени Ленина, шлем Вам свой привет и желаем, чтобы Вы были здоровы. Мы очень хотим Вас увидеть. Приезжайте к нам. Наш детский дом стоит на берегу Сенежского озера. Место очень красивое. Можно ловить рыбу и охотиться. Воздух у нас свежий, чистый. Вы отдохнете и поправитесь лучше. У нас есть свежее молоко от своих коров, и мы Вас угостим, оно тоже будет очень Вам полезно. Летом у нас вырастет много вкусных вещей, и мы Вас всем, всем угостим. Мы будем Вас ждать. Желаем Вам всего хорошего, а главное — много, много здоровья.

Дети детского дома имени Ленина при ст. Подсолнечная»

К письму были приложены цветы. В. И. Ленин поручил отвезти от его имени детям подарки, выразить благодарность за письмо и цветы и сожаление, что он не может воспользоваться их приглашением..

Источник: Хмельницкая А. П. Спасенное детство. М.: Московский рабочий, 1987. С. 28-36.

В тяжелейшие годы восстановления жизни страны после гражданской войны и империалистической интервенции Советское правительство, спасая от гибели тысячи сирот, создавало детские дома. В книге показаны забота В. И. Ленина, Ф. Э. Дзержинского, Н. К. Крупской об осиротевших детях и огромная помощь в этом деле московских рабочих. Рассказывается об организации жизни и быта воспитанников, их подготовке к самостоятельному труду и активному включению в строительство нового общества.

Источник

Добавить комментарий