Артём Сергеев: ЮРИЙ БОНДАРЕВ. ВЕЛИКИЙ СОВЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ

Голос Вестника

15 марта был день рождения великого русского советского писателя Юрия Бондарева.

Поколение Юрия Васильевича Бондарева сформировалось в атмосфере всеобщего высочайшего созидательного порыва. Его ровесников принято называть поколением победителей, поскольку одержанная ими Победа в Великой Отечественной войне, это наиболее значительное событие не только в их биографиях, а и в истории страны. Это поколение победителей уже через пять лет восстановило обрушенную войной экономику страны, собственным ядерным оружием перечеркнуло агрессивные планы США, первым в мировой истории оправило в полет космический спутник и космонавта…

Из доклада Сталина на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) от 7 января 1933 г.:

“У нас не было черной металлургии, основы индустриализации страны. У нас она есть теперь. У нас не было тракторной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было автомобильной промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было станкостроения. У нас оно есть теперь.

У нас не было серьезной и современной химической промышленности. У нас она есть теперь. У нас не было действительной и серьезной промышленности по производству современных сельскохозяйственных машин. У нас она есть теперь. У нас не было авиационной промышленности. У нас она есть теперь. В смысле производства электрической энергии мы стояли на самом последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест.

В смысле производства нефтяных продуктов и угля мы стояли на последнем месте. Теперь мы выдвинулись на одно из первых мест. У нас была лишь одна-единственная угольно-металлургическая база — на Украине, с которой мы с трудом справлялись. Мы добились того, что не только подняли эту базу, но создали еще новую угольно-металлургическую базу — на Востоке, составляющую гордость нашей страны. Мы имели лишь одну-единственную базу текстильной промышленности — на Севере нашей страны. Мы добились того, что будем иметь в ближайшее время две новых базы текстильной промышленности — в Средней Азии и Западной Сибири.

И мы не только создали эти новые громадные отрасли промышленности, но мы их создали в таком масштабе и в таких размерах, перед которыми бледнеют масштабы и размеры европейской индустрии…”

Вот какими высочайшими были достижения этих людей. Наравне с достижениями в экономике, были и достижения в культуре. Только в СССР могли появиться такие писатели, как Юрий Бондарев, Михаил Анчаров, Константин Симонов, Вера Панова, Михаил Шолохов и многие другие. Проявлению и раскрытию их таланта способствовала сама атмосфера нравственного подъёма при строительстве новой страны – страны для своих, для наших, для таких же, как ты. Творческой энергии прибавила и Победа Советского народа в Великой Отечественной войне. Было что вспомнить участникам и рассказать тем, кто оставался дома и ковал оружие Победы в тылу. Война была трудной и кровопролитной, тогда вся Европа, воплотилась в танковые корпуса Гитлера и мечтала поработить народ молодой державы. Не вышло, обломала зубы старуха – Европа.

Не ждал враг такого отпора. В одном из фашистских маршей есть слова о том, что война для вермахта сродни лёгкой прогулке: spaziеren gehen. Но их «шпацирен» встретил ожесточённый отпор народа, недавно получившего свободу и равенство и никак не желающего с ними расставаться. Тем более, за их спинами лежала русская земля, политая кровью их предков и растившая их детей.

Это противостояние описали в своих произведениях наши советские писатели. Михаил Шолохов написал «Они сражались за Родину», а Юрий Бондарев написал «Горячий снег». Было множество других, не менее ярких произведений – тема неисчерпаемая, интересная и важная. Но эти два были очень удачно экранизированы. С участием хороших актёров, с плотной режиссурой и сценарием, близким к оригиналу по настроению и впечатлениям. Видимо, поэтому и запомнились больше остальных.

Что касается других произведений Юрия Бондарева, то почти все его романы экранизированы: «Тишина», «Берег», «Выбор», «Батальоны просят огня». Он написал сценарии к знаменитой советской киноэпопее «Освобождение».

В романе «Тишина» герой вернулся с войны домой, в Москву. Мирный город, покой и тишина. На первый взгляд. Но, как говорил Александр Блок, покой нам только снится. Сердце Сергея Вохминцева, окаменевшее за годы войны, начинает постепенно оттаивать, а сам он начинает привыкать к другой, новой гражданской жизни. Но эти люди сделаны из другого теста, из круто сваренного теста, которое крепче стали. Они и в мирной, вроде бы, жизни не становятся приспособленцами и конформистами. Они не наступают на свои принципы, и слова о чести и справедливости, для таких, не пустой звук. Об этом роман «Тишина».

Чем отличается произведение искусства от примитивной поделки? Продукт ремесленничества выглядит плоско и элементарно: есть плохой герой и есть хороший. Плохой совершает плохие поступки, он некрасив, небрит, может пнуть зазевавшегося кота, от него на версту несёт агрессией. Зовут его Эдик. Положительный же герой красив и душой, и телом, «гладко выбрит, слегка пьян», обычно блондин (не путать с блондинкой). Он направо и налево расточает обаяние, нравится всем живым существам, начиная от кошек и заканчивая женщинами бальзаковского возраста. Этот совершает только героические поступки, всех спасает, делится последними деньгами с соседом алкоголиком и переводит через дорогу старушек. Не всех, а только тех, которым повезло попасться герою на глаза. И имя он носит Иван, или даже Тимофей.

Ничего этого нет у великих писателей, к числу которых, несомненно, принадлежит Юрий Васильевич Бондарев. В романе «Выбор» поступки Ильи Рамзина можно оценивать по-разному. Илья всю свою жизнь совершает мучительный выбор между нравственными ориентирами. Прав или не прав герой книги, решать каждому читателю отдельно. Но тем и хорош Бондарев. Он заставляет читателя прожить жизнь героя и сделать свой Выбор.

В романе «Берег» известный писатель, бывший фронтовик, получает приглашение из Германии, от некой фрау. Он прилетает в Гамбург. Тут-то и начинают разворачиваться события. Ретроспективные кадры жизни Вадима Никитина на фоне сегодняшнего дня составляют канву романа.

Роман «Игра» логически завершает своеобразную трилогию («Берег», «Выбор») о советских людях 60-70-х годов. В нем поднимаются все те же вопросы добра и зла, взаимоотношений мужчины и женщины, смысла жизни ее цели. Книга о том, что человек должен за недолгий срок своей жизни осознать себя и оставить в ней свой неповторимый след. В нем поставлены проблемы, предоставляющие читателю широкое поле для раздумий. Юрий Бондарев всегда пишет так, что читатель невольно оказывается в роли главного героя и переживает те же чувства и те же ситуации, что и его герои. После прочтения его книг происходит какое-то проветривание души, как будто кто-то открыл форточку, и в застоявшийся воздух давно не проветриваемого помещения хлынул поток свежего, весеннего ветра.

Юрий Бондарев родился 15 марта 1924 г. в городе Орск. Воевал. Член Союза писателей СССР.

«C 1990 по 1994 год — председатель Союза писателей России. Участник Великой Отечественной войны. Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983). В 1994 году публично отказался принять орден Дружбы народов по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Почётный гражданин города-героя Волгограда (2004).» ©Википедия.

В годы горбачёвской «перестройки» Юрий Васильевич пытался восстановить справедливость и критиковал переписывание истории СССР:

«В истории страны, народа вычеркнуть годы, даже месяцы нельзя, — писал Бондарев. — Вычеркнуть три четверти столетия — преступление. Никто не знает, не смеет знать, что надо забыть из прошлого, чтобы полегчало сегодня. История генетична, ее не выправить».

Ему одному из первых стало ясно, куда Горбачёв ведёт страну посредством «гласности» и «нового мы́шления». В июле 1988 года Бондарев выступил на партийной конференции, которую тогда впервые вёл Александр Яковлев – горбачёвский наставник и главный идеолог «перестройки», низвержения КПСС и развала экономики Союза. Тогда писатель сказал:

«Наступила пора осмысления перестройки. Самолет подняли в воздух… А где посадочная площадка? Мы против разрушения прошлого. Нужно согласие в нравственных целях перестройки.

И муху, и человека можно газетой прихлопнуть. Часть печати использует перестройку как ревизию веры и нравственности. Гласность и демократия, это высокая нравственная дисциплина, а не произвол. Травят писателей: Белова, Астафьева, Распутина. Проскурина, Алексеева. Клевещут на Сергея Бондарчука. Я еще надеюсь, что консолидация литературы возможна».

Именно в 1988 году Горбачёв, со своей командой, окончательно стал на путь переориентации перестройки с социализма, на капитализм, что и привело к катастрофическим событиям 1990–1991-го годов.

Сейчас Юрию Васильевичу Бондареву исполнилось 95. Остаётся пожелать ему здоровья на все оставшиеся годы.

26.03.2019

Добавить комментарий