В 1990 году с карты Европы исчезла Германская Демократическая Республика. Провозглашенная 7 октября 1949 года республика служила «витриной социализма», была союзником СССР и активным участником Варшавского Договора.
Одной из составных частей системы обороны ГДР являлась весьма специфическая организация – «Боевые группы рабочего класса» (Kampfgruppen der Arbeiterklasse), аналога которой в СССР на тот момент не было.

История
Восстание 1953 года показало руководству ГДР, что угроза контрреволюции более чем актуальна. Среди мер, призванных предотвратить новые выступления, было создание 29 сентября 1953 года «Боевых групп» Kampfgruppen ( с 1958 года «Боевые группы рабочего класса» Kampfgruppen der Arbeiterklasse). Образцом для Боевых групп стала «Народная милиция» ЧССР, сыгравшая большую роль в революции 1948 года (ещё не стоит забывать о полученном немцами опыте фольксштурма).
Задачами БГРК были: в мирное время – оказание помощи полиции для пресечения массовых беспорядков, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий; в военное время – охрана производственных и иных объектов жизнеобеспечения, ведение боевых действий вместе с вооруженными силами, борьба с диверсионными группами противника, развертывание партизанской борьбы на оккупированных территориях.
Боевые дружины рабочего класса, помимо всего прочего, должны были стать зримой опорой государства. На праздничном первомайском марше 1954 года парадные коробки БГРК продемонстрировали это воочию.
Служебно-боевая деятельность боевых дружин рабочего класса регулировалась на основе прямых директив и решений Политбюро СЕПГ. Непосредственное политическое руководство ими замыкалось на секретарей окружных и районных комитетов партии, а за тактико-специальную подготовку, материально-техническое оснащение и текущую оперативную деятельность отвечала Народная полиция Министерства внутренних дел ГДР. Формальное отсутствие прямой вовлеченности в этот процесс Национальной народной армии (чьим резервом де-факто являлись БГРК, в военное время они переподчинялись командованию ВС) позволяло избегать учета боевых групп в числе компонентов вооруженных сил ГДР при проведении международных переговоров.
Боевым крещением БГРК стало участие в сооружении и охране Берлинской стены в 1961-м. К этим мероприятиям привлекались наиболее подготовленные в боевом и надежные в морально-политическом отношении подразделения из Восточного Берлина, Саксонии и Тюрингии – всего более 8000 человек, что на тот момент составляло два процента от общей численности боевых дружин. Подразделения KdA охраняли берлинский сектор государственной границы в течение восьми недель, при этом побег в Западный Берлин совершили только восемь бойцов, что высшим руководством ГДР было расценено как пренебрежимо ничтожный показатель политической неблагонадежности личного состава в целом.


По некоторым сведениям активность Боевых групп не ограничивалась границами ГДР. В мае 1980 года радио Браззавиля сообщило, что делегация Боевых групп посетила Конго и приняла участие в тренировке левых повстанческих отрядов.
Максимальная численность БГРК на пике их развертывания достигала 400 тысяч человек. В 80-е в составе боевых дружин сил безопасности имелось 106 500 бойцов, в моторизованных (батальонах регионального резерва) – 78 500, а всего с учетом резервистов «второй очереди» – 210 тысяч человек. В мае 90-го боевые дружины рабочего класса (189 370 бойцов в 2022 подразделениях) были расформированы, на этом их история завершилась.
Структура организации
Комплектование боевых групп личным составом осуществлялось на добровольной основе из числа не находящихся на действительной военной службе (или в других силовых структурах) членов СЕПГ (что в принципе вменялось им в партийные обязанности), а по линии Объединения свободных немецких профсоюзов – из беспартийных граждан ГДР. Наряду с мужчинами в возрасте от 25 до 60 лет (в том числе негодных в мирное время к строевой по состоянию здоровья) в БГРК принимались и женщины, назначавшиеся на военно-медицинские и вспомогательные должности. Командирами подразделений боевых дружин были, как правило, члены СЕПГ.

Формирования БГРК подразделялись на боевые группы сил безопасности, предназначенные для использования в пределах территории ответственности соответствующего окружного комитета СЕПГ (включая существовавшие на всех крупных предприятиях подразделения охраны народной собственности численностью примерно 100 человек), и моторизованные боевые дружины (так называемые батальоны регионального резерва), которые могли перебрасываться в любые районы страны. Основными организационно-тактическими звеньями боевых групп были батальоны, сотни (роты) и батареи, взводы, отделения и команды. По боевым возможностям эти формирования следует рассматривать как легкую пехоту.
Общее оперативное руководство формированиями KdA осуществлялось региональными «командованиями» во главе с первым секретарем окружкома СЕПГ. В их состав входили также начальник соответствующего отдела Народной полиции и старший воинский начальник из числа командиров, располагавшихся на данной территории частей ННА (он выполнял функции начальника штаба), руководители административных органов, предприятий и т. д. Боевые дружины регулярно привлекались к учениям ННА.

Вооружение и снаряжение БГРК
Вооружение боевых дружин рабочего класса включало советские и немецкие пистолеты, магазинные и самозарядные карабины, автоматы, пулеметы, ручные (РПГ-2 и РПГ-7) и станковые (СПГ-9 и СГ-82, а также чехословацкие Т-21) противотанковые гранатометы, 45-мм (М-42), 57-мм (ЗИС-2) и 76-мм (ЗИС-3) противотанковые пушки, 23-мм (ЗУ-23-2) и 37-мм (61-К) буксируемые зенитные установки, 14,5-мм буксируемые зенитно-пулеметные установки ЗПУ-2 и ЗПУ-4, 82-мм батальонные минометы, легкую бронетехнику (сначала бронеавтомобили Sonder Kfz-1, созданные по типу советского БА-64, а затем бронетранспортеры советского производства – БТР-152 и другие) и водометные полицейские автомобили SK-2 (в том числе в бронированном варианте). Вооружение складировалось на предприятиях и в учреждениях, где имелись подразделения Боевых групп. Основным транспортным средством боевых дружин являлись средние грузовые автомобили высокой проходимости IFA W50.

Первое время существования организации форма бойцов Боевых групп состояла из:
– мягкого кепи из ткани темного цвета (возможно темно-синей или черной);
– однобортной куртки серого цвета, с отложным воротником, застегивающейся на 5 пуговиц, могла застегиваться наглухо или носиться с открытым воротом, иногда встречались куртки с нагрудным накладным карманом на левой стороне груди, под курткой могла носиться рубашка;
– брюк прямого покроя навыпуск;
– обуви темного цвета произвольного типа.
– снаряжение – плечевые ремни и поясной ремень с подсумками для обойм к карабину или магазинов к автомату.
К началу 1980-х годов форменная одежда Боевых групп рабочего класса приняла следующий вид:
Форма изготавливалась из ткани серого (Feldgrau) цвета (могла быть хлопчатобумажная или смесовая). В комплект обмундирования входили следующие предметы:
– головной убор: мягкое кепи с матерчатым козырьком (существовали два типа – с отворачивающимся назатыльником и гладким донышком, а также с отворачивающимися назатыльником и клапанами, которые застегивались поверх донышка), над козырьком крепился тканевый подбородный ремешок;
– однобортная куртка длиной до середины бедра, с отложным воротником, двумя нагрудными прорезными карманами, с потайной застежкой (на пуговицы или кнопки), манжеты стягивались резинкой или застегивались на пуговицу; имелись также нарукавные прорезные карманы. На локтях имелись усилительные накладки.
– брюки прямого покроя (носились как навыпуск, так и заправленные в сапоги);
– сапоги из черной кожи с укороченным голенищем или ботинки с высоким берцем;
– снаряжение в зависимости от вооружения (общего армейского образца, во время участия в маневрах и на парадах – стальной шлем М56 Национальной Народной Армии ГДР).

