Карлос Маригелла. Внутренняя борьба и диалектика

Выбор редакции

Внутренняя борьба и диалектика

Карлос Маригелла

15 октября 1966 г.

Источник: Tribuna de Debates – VI Конгресс ПКБ . Статья подписана псевдонимом: C. Menezes

Все партии пролетариата, которые шли вперед и одерживали победы, даже приходя к власти, прошли через более или менее острый процесс внутренней борьбы. Так было в СССР, Китае, на Кубе и в других странах.

Исторический опыт Бразилии показывает, в свою очередь, что все шаги вперед в деле ориентации или исправления ошибок в авангарде пролетариата всегда сопровождались напряженной внутренней борьбой.

Так было в 1942-1945 годах (период Estado Novo ) и в 1956-1958 годах (период обсуждения культа личности). Это и происходит сейчас, в период поражения, навязанного нашему народу военно-фашистским переворотом 1 апреля 1964 года.

Что такое внутренняя борьба, как и почему она происходит в марксистской партии пролетариата?

Внутренняя борьба – это потрясение, которое происходит внутри партии, когда сталкиваются противоположные идеи, связанные с практикой в ​​деятельности активистов.

Марксистская диалектика отвечает за объяснение механизма внутренней борьбы и ее внутренней природы, т. е. ее собственной, своеобразной природы.

Марксистская диалектика показывает, что в мире все взаимосвязано, все развивается, будь то природа, человеческое общество или мышление. Авангард бразильского пролетариата, представляющего собой живой общественный организм, представляющий политические и идеологические интересы определенного класса, не избегает принципов марксистской диалектики. То, что происходит в авангарде нашего пролетариата, подчиняется основным законам марксистской диалектики. Идеология партии есть идеология определенная, идеология пролетариата. На него, однако, огромное влияние оказывает буржуазная идеология, пришедшая из-за границы.

Столкновение неизбежно, особенно в моменты поражения пролетариата, когда буржуазная идеология пользуется проломами, возникшими внутри авангарда, и проникает глубже.

Поражение марксистской партии пролетариата есть — как правило — следствие ошибок, заключающихся в неполноте идеологического накопления внутри авангарда или в слишком сильном влиянии буржуазной идеологии. Могут существовать и другие причины ошибок. Но что принципиально, так это, что это идеологические причины,

Поэтому в силу активной роли идей в обществе и в марксистской партии пролетариата внутренняя борьба необходимо должна трактоваться как борьба идеологическая и не может вестись с положительными результатами, если она не подчиняется законам. материалистической диалектики, принципы марксистской философии.

С точки зрения принципов первая забота во внутренней борьбе состоит в том, чтобы не относиться к ней как к борьбе между врагами .

Партия в целом борется с классовыми врагами. Его цель — обеспечить руководство классовой борьбой рабочих — и, как следствие, руководство борьбой всего народа за свое освобождение, мир, прогресс, социализм.

В марксистской партии пролетариата внутренняя борьба называется внутренней борьбой именно для того, чтобы отличить ее от той борьбы, которую она — марксистская партия — ведет и направляет во имя политических и идейных интересов пролетариата и весь народ, против врагов рабочего класса и бразильской нации, против империализма, против крупных имений, против эксплуататорских классов, против всего, что тормозит прогресс, движение вперед.

Внутренняя борьба не есть отражение классовой борьбы или самой классовой борьбы внутри партии.

Внутри партии этого нет, потому что партия не есть организация противоборствующих классов.

Члены партии борются за классовые цели пролетариата и стремятся, чтобы их совесть была единой — совестью пролетариата.

Конфликты, возникающие в партии, возникают не от столкновений различных классов, действующих внутри, а от идейных влияний классов, внешне враждебных развитию классового сознания пролетариата и его партии.

Несогласные внутри партии не являются классовыми врагами. Разногласия являются диалектической случайностью развития сознания, и их следует нормально терпеть и допускать.

Во внутренней борьбе речь не идет о ликвидации кадров. Речь не идет о применении принудительных мер.

Когда внутренняя борьба рассматривается как классовая борьба внутри партии, мы имеем дело с уклоном, извращением марксизма и его философии.

Принятие внутренней борьбы как классовой борьбы (или как формы классовой борьбы) является процедурой, которая поощряет высокомерие, благоприятствует климату культа личности, продвигает индивидуальную власть или групповую борьбу.

Столь же неправильно рассматривать внутреннюю борьбу как борьбу беспорядочную, имеющую целью неуважение к демократическому централизму, руководящему принципу построения и функционирования партии, где единство и дисциплина обязательно и обязательно остаются партийными основами.

Распространение нетерпимости, всякого рода принуждение, ликвидация кадров, раздробление, подрыв единства и дисциплины — методы предосудительные и порицаемые во внутренней борьбе.

Не являясь борьбой между врагами, внутренняя борьба обязательно должна подчиняться методу, способному продвигать вперед марксистскую партию пролетариата, не разрушая ее внутренне и не ослабляя ее единства и не ослабляя ее перед лицом классового врага.

Внутри партии не избежать внутренней борьбы. Те, кто думает предотвратить или прекратить внутреннюю борьбу (или опуститься перед ней), не знают о неумолимости законов, управляющих общественным развитием.

Внутренняя борьба, как и любая другая борьба, касающаяся отношений между людьми, не вызывается слепыми, спонтанными силами. Наоборот, внутренняя борьба, как и всякий другой объективный закон общественного развития, проявляется через действие индивидов. Эти, поначалу, могут быть удивлены проявлением объективных законов. Или они могут привести к преувеличениям и излишествам при их толковании или к упущению.

Все же объективные законы познаваемы, могут стать познанными, и люди могут пользоваться ими или правильно пользоваться ими в своей практической деятельности.

Таким образом, раз оно возникло, то благодаря действию людей, благодаря деятельности и сознательности членов авангарда будет вестись внутренняя борьба.

Люди — сознательные существа, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению.

Марксизм есть учение самое противоположное и противоречащее стихийности и отказу от господства социальных законов.

Вместо того, чтобы позволить объективным законам проявиться, не овладев ими, исторический материализм стремится познать их и использовать их как руководство в интересах действий пролетариата.

Следовательно, есть только один правильный метод для применения во внутренней борьбе, только один метод, способный двинуть вперед партию в ходе такой борьбы, а именно диалектико-материалистический метод.

Согласно этой точке зрения, внутренняя борьба является в то же время борьбой идеологической и теоретической.

Одна только теория не может изменить реальность, она не в состоянии это сделать. Но без теории невозможно познать и овладеть объективными законами, так как познание есть не что иное, как теоретическая деятельность человека.

Как теоретико-идеологическая борьба внутренняя борьба требует умения обобщать опыт бразильской действительности, конкретный опыт нашей революции и нашей партии. А этого нельзя достичь без обращения с теорией.

Задача внутреннего кальмара — в его теоретико-идеологическом аспекте — или как теоретико-идеологическая борьба — добиться изменений в умах людей, в сознании бойцов авангарда.

Таким путем можно добиться внутренних преобразований (с идеологической точки зрения), преобразований, способствующих лучшему выстраиванию и проведению политической линии. Все дело в том, чтобы добиться прогресса в идейном накоплении, улучшить идейное состояние партии в пользу пролетарских идей.

Между прочим, идейная борьба, или теоретико-идеологическая борьба, не есть борьба абстрактная. Она имеет значение только в связи с политической борьбой, принимая во внимание, что если не смотреть на вещи с точки зрения классовой идеологии пролетариата, то в области политики ничего не будет достигнуто.

Например, при правительстве Гуларта политическая линия была доведена до поражения (1 апреля) вследствие отсутствия идеологических условий. Другими словами — с нашей стороны — наличие глубоких классовых иллюзий у буржуазии, наряду с вопиющим подчинением политике правительства, занимавшейся тогда борьбой за коренные реформы.

Все партии людей (теоретические или практические), продвинувшиеся по пути марксистской революции, сделали это только путем реформирования своей идеологии в ходе внутренней борьбы. Даже Маркс и Энгельс — основоположники научного социализма — до того, как стать марксистами, были левыми гегельянцами, а одно время и фейербахианцами, как они признавались. Они не преодолели бы своих позиций радикальных демократов, если бы не встали с точки зрения пролетариата и не изменили своей идеологии.

Случай с Кубой — еще один пример. Там идеологические реформы проводились в ходе внутренней борьбы, а так же имели место на практике использование критики и самокритики.

Вот почему критика и самокритика составляют обязательную и непременную часть метода ведения внутренней борьбы. Нужно не забывать — в данном случае — что применение критики и самокритики требует в качестве исходного пункта установления классовой позиции (классовой позиции пролетариата), чтобы рассмотреть допущенные ошибки. Рассматривая эти ошибки — с этой точки зрения — нетрудно прийти к выводу, что основное во внутренней борьбе и в методе ее решения — прийти к реформе идеологии.

Под этим понимается отказ от ложных идеологических позиций и приход к идеологическим позициям, присущим рабочему классу.

Какие ложные позиции соответствуют интересам пролетариата?!

Внутренняя борьба может ответить на эти вопросы — в бразильском случае — когда идеи о гегемонии революции в аграрном вопросе, рабоче-крестьянском союзе, проблеме власти, устройстве единого фронта, путях революции (мирный или вооруженный), избирательная тактика, формы борьбы, роль партии, ее классовая самостоятельность или ее отпор буржуазии и многие другие вопросы.

Добавить комментарий